Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Много пьем, не то едим: как в Бийске изучали наш образ жизни

Много пьем, не то едим: как в Бийске изучали наш образ жизни

Бийск не раз участвовал в международных исследованиях об образе жизни россиян.

 

Мы уже писали, как, опираясь на результаты исследований, проводимых в Бийске, на федеральном уровне рассматривают возможность повышения возраста, с которого можно приобретать алкоголь. А вот кто стоял у истоков этих исследований у нас?

 

Мы встретились с Людмилой Школьниковой, заведующей кабинетом учета и медицинской статистики горбольницы № 2, и Светланой Сбитневой, и. о. главного врача горбольницы № 2. Именно здесь вели подсчет, что едят, сколько пьют и могут ли отказаться от курения бийчане.

К сожалению, несмотря на то, что в момент проведения исследование было широко разрекламировано в СМИ, найти его «концы» спустя десять лет удалось не сразу.

Меж тем, когда в 1999 году оно затевалось, многие руководители бийских предприятий получили письма с просьбой посодействовать в нем, ведь нужно было сделать большой срез горожан. В Бийске международное исследование возглавляла Людмила Школьникова. С «БР» она поделилась воспоминаниями, как это было и что ему предшествовало.

 

Много пьем, не то едим: как в Бийске изучали наш образ жизни
Много пьем, не то едим: как в Бийске изучали наш образ жизни
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

До 2002 года горбольница № 2 была медсанчастью олеумного завода. Ее и по сей день в народе зовут «бозовской», так что заводчане и были главной аудиторией исследований разного рода.

– У нас тогда была возможность внедрять что-то новое, передовое, – говорит Людмила Андреевна. – В общем-то, нам это и удавалось. Мне, например, всегда было интересно: как можно оценить здоровье человека? И вот в 1996 году в медицинской газете я прочла заметку об оценке здоровья. Заинтересовалась, начала искать контакты. Так и оказалась в московском институте профилактической медицины, где узнала о международной программе СИНДИ. Ее задача – профилактика неинфекционных заболеваний. Тогда в ней участвовали 28 стран, в основном из Европы. Зашла программа и в Россию, она работала в 14 регионах. Тогда я стала думать, как бы и нам в нее попасть.

Желание было, база – тоже. Надо было только доказать международному сообществу, что Бийск для участия в программе подходит и не затеряется на фоне других городов. Среди них – Санкт-Петербург, Уфа, Вологда, Челябинск, Якутск – словом, краевые и областные центры, где есть свои научные институты. А тут – заводская медсанчасть. В программу Бийск все же включили. К нам приезжали с проверками, оценивали уровень больницы, медперсонала, готовность города помогать в исследовании. В общем, начали.

Нужно было выявить, насколько бийчане подвержены таким грешкам, как курение, злоупотребление алкоголем, лень, она же низкая физическая активность, и неправильное питание. Начинали с анкетирования. Сотрудников обучили, раздали анкеты и отправили их на опросы. Стали выяснять, кто чем питается, сколько курит, любит ли выпить и прочее. Брали кровь и отрезали волосок и ногти для исследования, несли все это «добро» домой, чтобы не возвращаться в больницу, ведь ходили по квартирам в основном вечерами после работы. Попутно смотрели, есть ли у опрашиваемых признаки начала заболеваний.

 

Много пьем, не то едим: как в Бийске изучали наш образ жизни
Много пьем, не то едим: как в Бийске изучали наш образ жизни
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

– И цифры оказались очень интересными, – говорил Людмила Андреевна. – Если в среднем по городу выявлялось 120 больных гипертонией на тысячу населения, то по нашим данным оказалось, что их количество выше почти втрое – 350 человек. А все потому, что люди привыкли тянуть до последнего, не обращаться к врачам. Мы попытались их научить тому, как предотвратить болезнь: изменить рацион питания, убрать жирное, добавить клетчатку, бросить курить. Так это вылилось в наш первый крупный проект – антитабачную кампанию.

Всего таких кампаний, начиная с 1998 года, было четыре. Ходили по предприятиям, рассказывали и показывали, чем вреден табак, давали советы, как побороть тягу к курению, как вести себя близким, а по итогам – тем, кто расстался с сигаретой, делали подарки. В том числе и денежные. Одному из бийчан даже удалось заработать 25 тысяч рублей.

Кстати, вам это ничего не напоминает? Очень похоже на современные реалити-шоу, в которых ведущие в белых халатах и спортивной форме пытаются наставить участников на путь «здорово-жизненный». Но это сейчас модно. А в те годы мода была другой. В достижениях по бросанию курить соревновались даже школьники.

 – Вспоминать не хочется, что было... Вот у нас рядом с больницей есть недостроенное здание, – показывает Людмила Школьникова в окно. – Помню, как раньше каждое утро шли ребята в 40-ю школу с портфелями, и из каждого окна потом дым валил. Курили все поголовно! Сейчас, к счастью, такого нет, но теперь молодежь увлеклась пивом.

Кампанию по изучению зависимости смертности от алкоголя обсуждают и сегодня. Правительство уже рассматривает возможность повышения возраста покупателей алкогольной продукции до 20 лет или даже до 21 года. А основываются такие предложения на выводах исследования, проводимого в том числе и в Бийске.

Сотрудники больницы также шли по домам, задавали вопросы. На сей раз об образе жизни, который вели умершие родственники опрашиваемых. Оказалось, за десять лет потери исчислялись тысячами.

– Я думаю, что в том исследовании, которое предшествовало этому, цифры об алкоголе были занижены, – говорит Людмила Андреевна. – Ведь люди отвечали в личной беседе, возможно, где-то стеснялись указать, сколько пили.

Много пьем, не то едим: как в Бийске изучали наш образ жизни
Много пьем, не то едим: как в Бийске изучали наш образ жизни
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

А бывало и иначе. Откровенно признавались: да, могу выпить бутылку водки. Ну ладно, людей из Оксфордского университета это могло шокировать, но даже своих, алтайских, исследователей такие признания шокировали. Причем даже спустя годы в горбольнице № 2 не могут понять, что вызывало большее удивление: потребление алкоголя в таких количествах или готовность легко в этом признаться, как будто это норма?

Считается, что относительно безопасна норма в 40 мл водки на человека, или 300 мл пива в сутки.

– Есть еще и особенности менталитета. Их тоже нужно учитывать, – уверена Светлана Сбитнева. – Ну нет у нас культуры пития! Если на Западе люди могут часами беседовать за одним бокалом вина, то у нас так не получается. Сразу же захочется выпить, а потом еще и еще... Поэтому я согласна с последними данными исследований, что как таковой безо­пасной нормы алкоголя нет.

Подобные исследования и кампании, проводимые в Бийске еще в конце 90-х годов, в итоге вылились в государственные программы. Так появились Центры здоровья, направленные не на лечение, а на профилактику заболеваний.

 

 

Справка

 

На протяжении 15 лет исследование проводили в Томске, Барнауле и Бийске. Оно показало, что если человек за неделю выпивает три бутылки водки, то риск смертности в возрасте 35–54 лет возрастает на 18 %, а в более зрелом возрасте – до 28 %.

Помимо ученых из Российского онкологического научного центра под руководством профессора, члена-корреспондента РАМН Давида Заридзе в нем приняли участие британские и французские специалисты. Целью было установление связи между потреблением водки и преждевременной смертностью. Бийск, Барнаул и Томск для исследования были выбраны как типичные города Сибири с преимущественно европейским населением. В течение 1999–2008 годов они проводили опросы среди 200 тысяч человек относительно их образа жизни и потребления алкоголя, а 12 тысяч из них через несколько лет опросили повторно. Более 151 тысячи респондентов проследили до 2010 года и проанализировали смертность среди них в зависимости от их привычек – употребления алкоголя и курения. Оказалось, за десять лет из этой когорты умерли около 8 тысяч человек.

Комментарии (5)

1000

Авторизоваться:

Анна

В Бийске пьют меньше, чем в Питере? Не верю. Скорее уж не признаются.

Конрад Маюнов

Согласен. Иногородние вечно офигевают, если доводится вместе пить.

Любитель прессы

"Кампанию по изучению зависимости смертности от алкоголя обсуждают и сегодня. Правительство уже рассматривает возможность повышения возраста покупателей алкогольной продукции до 20 лет или даже до 21 года" Вчера заходил в свой подъезд, разогнал малолеток с пивасом, лет по 16. Вы о каком повышении говорите? Вначале разберитесь с барыгами, что бы молодёжь не травили, а потом про повышение возраста речь заводите. Сделайте штрафы, что бы продал ребёнку пойло, и остался без бизнеса и штанов. А пока выгодно травить народ и ставить эксперименты, так всё и будет....

Любитель прессы

Конрад, смотри статистику не увеличь!

Богданыч

подобная выборка - полнейший бред из 151тыс умерли 8тыс - ОТЧЕГО? какая причина смерти? как тут можно сделать вывод связи смертности от алкоголя? может они умерли от систематического потребления пельменей бийских? мухоморов, ошибочно собираемых ежегодно? ржавой воды из крана? пластикового молока/сыра? от субпродуктов алтайского бройлера? - веществ, отравляющих организм все эти годы...