Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Под звуки фортепиано: чем на досуге занимались бийские купцы и мещане

Под звуки фортепиано: чем на досуге занимались бийские купцы и мещане

О сибирском купце давно сложился негативный стереотип: мол, купец невежа, много пьет и много ест, деспот в семье.

Такой образ во многом сложился из русской художественной литературы XIX века (Салтыков-Щедрин, Гоголь, Островский, Шишков). Однако, по свидетельству историков, в конце XIX – начале ХХ века сибирские и, в том числе, бийские купцы, достигли весьма высокого культурного уровня.

 

Даже в небольших сибирских городках, таких, как наш, купцы вели вполне светский образ жизни. В купеческих домах нередко устраивались семейные вечера, во время которых женщины играли на фортепиано, главы семейств читали классику, дети учили французский язык, в доме у многих была хорошая библиотека, книги для которых выписывали.

 

Под звуки фортепиано: чем на досуге занимались бийские купцы и мещане
Под звуки фортепиано: чем на досуге занимались бийские купцы и мещане
Фото: из открытых источников

 

Купцы были верны и старинным обычаям в деле развлечения и досуга – любили азартные соревнования. Ведь кроме холодного расчета в коммерции нужно иметь смелость, часто принимать рискованные решения, уметь постоять за себя. Поэтому бийские купцы были любителями, ценителями, а то и участницами молодецких забав: кулачных боев, единоборств, поднятия тяжестей, лошадиных бегов. Спортивный азарт стал как бы продолжением азарта коммерческого.

 

Распространенной забавой купечества были конские бега, и катания на лошадях. На масленицу катания приобретали массовый характер, и купцы имели возможность показать роскошь своих экипажей и резвость лошадей. Бийские купцы были большими любителями и ценителями лошадей, так как их торговая деятельность требовала переездов на огромные расстояния.

 

Под звуки фортепиано: чем на досуге занимались бийские купцы и мещане
Под звуки фортепиано: чем на досуге занимались бийские купцы и мещане
Фото: из открытых источников

 

В купеческих конюшнях были и ездовые лошади, способные покрывать за сутки 50-70 верст, и беговые, для праздничных гуляний и развлечений. Большие расстояния и необходимость ездить не только днем, но и ночью, привели к появлению в Сибири особых экипажей, приспособленных к местным условиям. Зимняя повозка была более длинной, с косым изгибом бортов, специально для защиты седока от холода она была снабжена особым фартуком и козырьком, а внутри обшивалась киргизской кошмой.

 

Вот описание типичного катания на лошадях молодежи из зажиточных кругов Бийска в 1880-х гг.: «собирается кавалькада молодых людей кататься верхами, но в городе грязь, так едут на гору, на берег долины реки, при которой расположен город. Там устраивают скачки, иногда отчаянные, но без заранее задуманных препятствий... Люди посолиднее ездят туда же на линейках и смотрят на молодых людей».

 

Для общественной жизни купечества была характерна деятельность разнообразных благотворительных обществ и попечительств. Основные средства от благотворительности шли на пособия для школ, покупку одежды для приютов, бесплатные столовые, ночлежные дома, богадельни. Благотворительность для богатого купечества часто являлась одним из путей повышения социального статуса, приобретения наград, потомственного почетного гражданства и т.п.

 

Под звуки фортепиано: чем на досуге занимались бийские купцы и мещане
Под звуки фортепиано: чем на досуге занимались бийские купцы и мещане
Фото: из открытых источников

Большую роль в быту купеческой семьи играло участие в религиозных обрядах: посещение церкви, прием священника, который делал обход прихода раза 4 в год, крестные ходы, крещение детей и т.д.

 

Каждое воскресенье ходили к заутрене или к обедне. В церкви богатые обычно стояли впереди, при этом сначала женщины, а мужчины за ними. Многие современники отмечали большую религиозность сибирского купечества: «Во многих видна набожность, состоящая в частом хождении в церковь, ставлении свеч перед образами и земных поклонах. Некоторые из купцов построили на свой счет церкви, сделали в них богатые вклады и вообще радят о церковном благолепии; но о добрых делах они толкуют по-своему. Первым добрым делом считают соблюдение постов, в строгом смысле неедения скоромного; воздержание же, по их мнению, дело другое».

 

Крестные ходы, празднование важнейших праздников были крупными событиями в жизни горожан. Один из современников, Иван Калашников отмечал, что «всякая духовная процессия была торжеством целого города. Дух религиозности проникал равно во все сердца». Купцы и их семьи были активными участниками всех религиозных церемоний. Во время крестных ходов купечество города занимало почетное место сразу же за чиновниками.

 

Обед в праздники был рано. После обеда старшее поколение отдыхало, а молодежь ехала кататься или в гости.

 

На именины пекли утром множество пирогов, которые женщины разносили по родственникам, с приглашением на празднование. Вечером, когда приезжали гости, подавали вина, кофе и чай с пирожными. В комнате, где сидели гости, стоял стол, уставленный вареньями и фруктами; мужчинам подавали после чаю вина и пунш. Они говорили о торговле, о вновь полученных известиях, о том, что пишут в газетах. Иногда вечер оканчивался танцами или ужином.

 

Провинциальный город был небогат развлечениями. Это во многом и способствовало разгульной жизни. Современники отмечали: «При пустоте общественной жизни карты были всеобщим развлечением».

 

Страсть к картам была характерна практически для всех сибирских городов. Е.П. Клевакин писал о Бийске: «игра в карты преобладающее развлечение общества". У бийского купечества картежная игра была главным времяпрепровождением даже во время семейных праздников: именин, крестин и т.д.:

- С 12 часов дня съезжаются поздравлять. Гостям подают чай, просят закусить и конечно, прежде всего, выпить. А тут уже приготовлены, раскинутые с зеленым, а в некоторых домах и черным сукном ломберные столы, на которых лежат по колоде карт, щетки, мелки и пепельницы.

Комментарии (0)

1000

Авторизоваться: