Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

В Бийске в 1960-е годы из рельсов смастерили мост над железной дорогой

Мост почти 20 лет соединял залинейную часть Бийска с основной

В 1950–1960-х годах экономика Бийска переживала невероятный подъем. Строились крупные предприятия оборонного комплекса, на полную мощность работали производства, эвакуированные к нам в годы войны. Продукты питания, промышленные товары, строительные материалы активно отправлялись из Бийска в разные регионы страны. Движение пассажирских и товарных поездов на станции Бийск в то время было очень интенсивным, кроме того, непрерывно работали маневровые локомотивы. Переходить железнодорожные пути в районе вокзала было не просто трудно, а чрезвычайно опасно.

Партийное задание

Между тем в залинейной части Бийска проживали сотни людей. Каждый день, спеша на работу, в школу, в магазины, они рисковали жизнью – лезли под вагоны и между ними, через автосцепки. История Бийска помнит немало трагических случаев, когда люди оказывались под колесами поездов. Так что строительство безопасного пешеходного перехода через железнодорожные пути было крайне необходимо.

– В итоге по жалобе горкома КПСС крайком обязал отделение дороги возвести пешеходный мост. Руководство отделения дороги попыталось сбросить с себя такую обязанность, ссылаясь на то, что в планы на пятилетку расходы не заложены, но с крайкомом не поспоришь, – вспоминает краевед Владимир Шнайдер.

Строительство было начато хозспособом, то есть своими силами, в конце лета 1966 года. Куратором строительства являлся главный инженер отделения дороги Гинзбург С. И., а оперативным руководителем – начальник станции Бийск Шмаков Л. Г. Тогда начальник станции оперативно руководил всеми предприятиями узла. За основу взяли проект барнаульского пешеходно-переходного моста. А так как строительство велось хозспособом, то, естественно, материалы были подручные. В качестве металлической основы использовались железнодорожные рельсы, настил  был деревянный.

Переход над путями построили в сжатые сроки. Сегодня старожилы улицы МПС (Министерство путей сообщения), на которую выходит одна из лестниц моста, вспоминают, что работы велись не больше года. Видимо, рабочие бийской станции осознавали важность объекта, делали его быстро и на совесть. Тем не менее есть интересный факт. Несмотря на всю важность и необходимость пешеходного перехода, о его строительстве и дате ввода в эксплуатацию нет никакой информации в летописи Бийска.

Объект для фотосессий

С первых своих дней мост не только начал использоваться по прямому назначению, но и стал популярным местом, как сказали бы сегодня, для фотосессий. Посмотреть на раскинувшуюся над железной дорогой пешеходную переправу специально приезжали из других районов. Вот что рассказывает пенсионерка Альбина Ивановна, которая в те годы проживала в доме на
ул. МПС:

– Когда мост построили, мне было 19 лет. Сразу же, как только по нему разрешили ходить, я позвала в гости подругу – предложила ей сфотографироваться на мосту. Она приехала с Казанки. В выходной день мы специально сделали прически, принарядились и попросили знакомого нас сфотографировать. Он работал на котельном заводе и жил возле предприятия. Примчался, не раздумывая, со словами, что ему и нас приятно сфотографировать,  и на мост интересно посмотреть. С тех пор 57 лет прошло, а фотокарточка у меня сохранилась.

Альбина Ивановна поделилась, что не только фотографироваться, но и просто гулять по мосту местные очень любили.

– Интересно было сверху на поезда смотреть. Мы могли по полчаса там «зависать». Да и не мы одни. Знаете, сколько молодежи из близлежащих домов туда приходило! Взрослые детей приводили, тоже подолгу стояли, смотрели. Мы любили мост и относились к нему бережно, – вспоминает бийчанка.

Простояла пешеходная переправа в целости и сохранности пару десятилетий. А вот в 90-е годы возле нее стали «кучковаться» маргинальные элементы. Под лестничными пролетами все чаще стали замечать бутылки и шприцы, деревянный настил обветшал со временем, а местами пострадал от рук вандалов. В 2001 году ходить по мосту стало опасно, его признали аварийным и демонтировали.

Новый пешеходный мост 

Для нового пешеходного моста, о возведении которого задумались после демонтажа старого, уложили фундамент, в 2002 году поставили опоры. Однако в 2004 году все строительные работы остановились. Причины так и не назвали.

Результат консервации стройки был печальный – крупная станция осталась без пешеходного моста. Люди снова стали перебегать пути, рискуя своей жизнью. Так длилось на протяжении семи лет. В том, что в 2011 году строительство возобновилось, есть серьезная заслуга администрации Бийска. Муниципалитет буквально завалил обращениями руководство железной дороги. Стройку расконсервировали.

Вот что пишет отраслевая газета «Гудок» № 10 от 16.03.2012 в статье «Долгострою не быть!»:

«…магистраль возобновила строительство столь нужного для города объекта. Были смонтированы пролетные строения, уложены косоуры, ведется подготовка к устройству лестничных сходов. «Нам осталось уложить марши, смонтировать перильное ограждение, а также благоустроить и озеленить прилегающую территорию», – рассказал заместитель начальника отдела инженерных сооружений службы пути Павел Стрекаловский. Сдача объекта запланирована на июнь этого года».

Объем запланированных инвестиций в «довозведение» моста составил почти 24,5 млн ₽. Работы проводила подрядная строительная организация «Сибмост».

Новый пешеходный мост сдали в эксплуатацию в 2012 году. Объект выглядел намного привлекательнее своего предшественника. Для удобства пешеходов на подходе к мосту были установлены скамейки и урны, проведено освещение. Красивые клумбы возле лестничных пролетов радовали глаз прохожих... но недолго.

Вандалы почти сразу же сломали скамейки, похитили урны. Если построенный в прошлом веке мост люди берегли больше 20 лет, то современную переправу над железнодорожными путями почему-то изувечили в первые же месяцы. Тем не менее сегодня мост продолжает служить верой и правдой людям, соединяя залинейную часть города с основной, где сосредоточена почти вся инфраструктура. Что же касается лавочек, то железнодорожники обещали их восстановить к майским праздникам.

Комментарии (6)

1000

Авторизоваться:

Так а где фоточки-то, раз их много так было? А что касается вандалов, так это, извините, район такой.

Урны уволокли, потому что они были железные.

Гость
Гость, их уволокли нехорошие небритые дяди, которые свои первые навыки по сбору металлолома получили в бесконечно далеком прошлом, когда были пионерами.
Ответить
Роман
Гость, нет потому что совесть нулевая и граждане стали трусливые и равнодушные
Ответить
Гость
Утром 26.12.1991 просыпаются, а совести, смелости и участливости нету, делись куда-то. Потому с тех пор и хотят назад.
Ответить

Странно что в век цифровых технологий тем более на железной дороге нет камер видео наблюдения и странно что в таком людном месте никто не видел как вандалы несут немаленькую скамейку или ворочают урны.