Бийский рабочий

Дистант лучше: педагоги Бийского лицея рассказали о своей работе

Педагоги посоветовали, как распланировать детям свой день, что делать с ленивыми учениками и какими методами обучения они пользуются.
Читать в полной версии ➔

Ирина Марущак. Фото: Сергей Кулыгин

Ирина Марущак

Учитель английского языка Бийского лицея-интерната. Сама училась тоже в лицее, а высшее образование получила в Барнаульском педагогическом университете. Сначала преподавала в Бийском педагогическом университете, готовила будущих учителей, но судьба привела обратно в лицей, обучать здесь детей начала с 2013 года.

Марина Дружбина-Ходос. Фото: Сергей Кулыгин

Марина Дружбина-Ходос

Учитель литературы Бийского лицея-интерната. Среднее образование получила в школе № 18, а высшее – в Алтайском государственном университете на факультете филологии и журналистики на отделении филологии. В Бийский лицей преподавать пришла в 2013 году. Участник конкурсов «Учитель года» в Бийске и «Учитель года Алтая».

Обе являются участниками всероссийского группового конкурса «Учитель будущего». Группа Бийского лицея прошла в финал конкурса, но из-за пандемии завершить конкурс пока не удалось. Однако, учителям уже сообщили, что финал пройдет в октябре. А в ноябре должен стартовать новый сезон уже с участием студентов.

Дистант лучше: педагоги Бийского лицея рассказали о своей работе. Фото: Сергей Кулыгин

Особый подход к каждому

Через каждого учителя за всю его карьеру проходят сотни, а то и тысячи учеников. Каждый из них своеобразен, нельзя со всеми работать по одной отлаженной программе, к каждому ученику нужен особый подход.

- Для начала надо любить свою работу, любить детей и тогда будет все получаться. Когда чувствуешь ответственность за результат, тогда и работу выстраиваешь так, чтобы его получить. Может быть, я слишком беспокойная, но мне не все равно, как сдают мои ребята, - рассказывает Ирина Марущак, учитель английского языка.

Поэтому всегда проводятся дополнительные консультации, занятия и встречи. Сейчас в новых условиях - это очень большая работа онлайн.

Нашим корреспондентам удалось посетить урок литературы, на котором было видно, как дети максимально увлечены процессом. Учитель помимо создания в классе хорошего настроения, строит доверительные отношение с учащимися. За ответ «в точку», Марина Владимировна жмет руку ответившему, а если обращается к ученику, то к каждому по-своему, в зависимости от характера ребенка.

- При кажущейся демократии, учитель - это диктатор. Он знает, где и когда повысит или понизит голос. И здесь для меня учебным пособием является книга «Мастерство учителя» Дуга Лемова. Книга шикарная. Она пошагово учит, как задать вопрос, как правильно пройти между рядов, как распределить команды так, чтобы это стало основным мотивом, вы наблюдали, что они сразу начали работать, - делится Марина Дружбина-Ходос, учитель литературы.

Дистант лучше: педагоги Бийского лицея рассказали о своей работе. Фото: Сергей Кулыгин

Что делать с ленивыми, но способными детьми?

В каждом классе есть ребенок, который сидит на последней парте и мало времени уделяет учебе, но учителя видят, что этот ребенок далеко не глупый и может усвоить школьную программу с легкостью. Учительский долг - не позволяет пустить жизнь этого ребенка на самотек, постараться найти к нему особый подход.

- В этом случае только постоянный контроль, постоянный интерес. В первую очередь, хороший учитель должен быть заинтересован в своем ученике, поэтому, если тебе действительно не все равно, то тогда рано или поздно, все те слова, которые ты говоришь ребенку, из количества переходят в качество. Главное - неравнодушие. Успех зависит от характера, к каждому нужен свой уникальный подход, - делится профессиональными секретами Ирина Игоревна.

Дистант лучше: педагоги Бийского лицея рассказали о своей работе. Фото: Сергей Кулыгин

Особый подход выработан и у Марины Дружбиной-Ходос. На уроке было сразу видно, как учитель вытягивает из зоны комфорта ленивого шутника с задней парты, назначает главным в группе, чтобы тот чувствовал ответственность за команду и не уклонялся от работы.

- Как вы сегодня видели, такой ребенок назначается лидером команды, и в зафиксированный срок он должен представить результат. Он выйдет с блокнотом, в котором прописана речь, в котором прописан порядок и посекундное распределение обязанностей каждого участника группы, - поясняет Марина Владимировна.

Дистант лучше: педагоги Бийского лицея рассказали о своей работе. Фото: Сергей Кулыгин

Помимо громких шутников-экстравертов, в классе есть еще и тихони-интроверты, которые уже на профессиональном уровне прячутся за спинами других, только бы их на публике не начали опрашивать.

- В таком случае есть несколько способов. Во-первых, мы должны понимать, что работаем с глобальной проблемой «боязнь публичных выступлений». В 69 % в российском обществе эта боязнь является причиной неудач в профессиональной деятельности. Поэтому нужна тренировка, индивидуально, парно или по группам для каких-то сообщений они обязательно выходят на аудиторию, - добавляет учитель литературы.

Есть предмет - основа делового общения, который как раз направлен на то, чтобы научить ребенка как себя вести перед публикой или же перед одним человеком - как себя держать, как и куда смотреть, как дышать. Объясняется все через психологию поведения людей, чтобы детям было понятно, почему именно так нужно выставить ногу, например.

Дистант лучше: педагоги Бийского лицея рассказали о своей работе. Фото: Сергей Кулыгин

Дистант или живое общение?

К новым условиям пришлось приспосабливаться и детям, и учителям. Дистанционное обучение грянуло неожиданно для всех. Пришлось обучаться на ходу. Но теперь, когда почти все обучаются очно, можно сравнить и узнать, что же для учителей было лучше. 

- Дистант дает больше возможностей для индивидуальной работы, на самом деле. Так как в преподавании языка, в обучении иностранному языку предполагается живое общение, на дистанте у нас получалось, как ни странно, общаться больше. Мы проводили гораздо больше индивидуальных занятий, людям не надо бояться дистанта, - делится впечатлениями Ирина Марущак.

Удивительно, но ожидалось, что живое общение с детьми, по популярному мнению,  должно быть лучше, однако оба учителя придерживаются обратного мнения.

- Мне дистант очень понравился. Мы (учителя) сначала сами откатали все ресурсы, пробовали разные платформы для общения, пробовали много интерактивных досок. Мы дали детям, кроме новых инструментов, еще и свободу, взросление и развитие.  Результатами дистанта я очень довольна. Изменилась глубина ответов, невозможно спрятаться за спинами других, всех видно, как на ладони. Те, кто молчали, вдруг заговорили, - рассказывает Марина Дружбина-Ходос.

Дистант лучше: педагоги Бийского лицея рассказали о своей работе. Фото: Сергей Кулыгин

Также она добавляет, что те «звезды», что на публике работали, исчезли. Их стало не слышно и не видно. Они поменялись ролями с интровертами. Те дети, кому тяжело даются публичные выступления, в дистанте солируют.

- Хорошая была бы идея сочетания этих форматов. Они для разного типа характеров подходят по-разному. Изменилось качество и письменной речи, и устной. Несомненно, и компьютерная грамотность, и все сопутствующие навыки выработались, - добавляет учитель литературы.

Дистант лучше: педагоги Бийского лицея рассказали о своей работе. Фото: Сергей Кулыгин

Совет для школьников: как распланировать свой день, чтобы все успеть

Школьникам зачастую задают много по каждому предмету, помимо этого приходится ходить по репетиторам, чтобы подготовиться к экзаменам. В итоге на саморазвитие, хобби и отдых времени совсем не остается. Мы спросили у учителей совета, как лучше распланировать свой день.

- Должна быть помощь родителей, она обязательна нужна ребенку. Потому что организовать свой день ребенок самостоятельно не сможет, поэтому родитель должен всегда принимать участие, давать советы. Если ребенок уже в старших классах, то он уже должен точечно выбирать предметы, которые ему нужны и делать акцент на них, но это если он уже имеет четкие планы на свое будущее, - дает совет Ирина Марущак.

Дистант лучше: педагоги Бийского лицея рассказали о своей работе. Фото: Сергей Кулыгин

Также важно, чтобы дети сами давали возможность родителям участвовать в их жизни, потому что школьный возраст зачастую сопровождается максимализмом, когда дети считают себя умнее всех и избегают помощи родителей.

- Тут нужно смотреть под какую задачу. Если ему нужно доиграть свое детство, то он должен жить в классном коллективе, если ему нужны высокие баллы по ЕГЭ, то он может сократить количество уроков и тренироваться, набирать мощь. Каждый ставит перед собой свою задачу. Найти этот баланс и гармонию удается, увы, не каждому. Это очень сложно. Например, 11 класс - это очень напряженное время. Даже дети с навыками тайм-менеджмента в итоге получают срывы, - говорит Марина Дружбина-Ходос.

Также учитель литературы добавляет, что страх перед экзаменами - это страх неизвестности.

- Мы боимся темноты, потому что не знаем, что впереди. Если включить свет, то страх исчезнет.

Минимизировать экзаменационный страх можно показав экзамен с точки зрения эксперта, показать условия игры, чтобы он понял правила и оптимизировал свои действия.

 

Читать в полной версии ➔