Бийский рабочий

Доктор онлайн: реально ли проконсультироваться с врачом через интернет

Корреспондент «БР» испытал на себе что такое телемедицина.
Читать в полной версии ➔

Современные технологии не обошли стороной ни одну сферу нашей жизни. В том числе и медицина, которой просто нельзя прекратить свое развитие, получает в эпоху массового развития Интернета неожиданные нововведения.

Одно из них, довольно молодое, но уже отлично развитое - телемедицина. Это понятие подразумевает возможность врача общаться с пациентом удаленно, например, через интернет. Таким способом медики из разных городов уже давно взаимодействуют друг с другом, проводят консилиумы и решают судьбу пациентов. Однако, онлайн-консультация врача доступна и для простого человека, которому требуется совет профессионала.

На собственном опыте

Сегодня в сети существует немало сервисов, которые позволяют своим пользователям в любое время дня и ночи задать вопрос врачу любой специальности. Достаточно лишь зайти на сайт, выбрать формат общения с медиком, сформулировать собственную проблему и дождаться ответа. Чтобы понять, как это работает, автор протестировала один из подобных сервисов на себе: в выходной день и в вечернее время отправила на сайт онлайн-консультации просьбу определить, отчего болит горло и как его лечить. Многие сервисы позволяют даже прикрепить фото, поэтому добавляем снимок воспаленного органа. Система предлагает выбор: задать вопрос бесплатно, но с некоторыми ограничениями или заплатить определенную сумму за привилегии. Выбираю платную услугу. На многих подобных сервисах вы можете сами назначить ту цену, которые готовы дать в качестве вознаграждения ответившему вам врачу. Итак, за 200 рублей, в течение часа на вопрос ответил врач-отоларинголог. Специалист, благодаря фотографии, поставил диагноз и даже довольно смело назначил лечение антибиотиками. Однако, напомним, что продажа  антибиотиков, осуществляется только при наличии рецепта на лекарства, который онлайн-врач не выдает.

Врачи или шарлатаны?

Конечно, первый вопрос, который приходит на ум - кто отвечает на эти вопросы. Можно подумать, что доступ к легкому заработку могут получить совсем не компетентные в медицинских вопросах люди. Однако, создатели сервисов заверяют, что все консультации проводят практикующие врачи с определенным стажем работы, на разных сайтах он разный – от трех до семи лет. Для того, чтобы получить доступ к вопросам пользователей, врач должен подтвердить свою специальность.

Плюсы и минусы

Несомненно, возможность круглосуточно, без очереди и без записи пообщаться с врачом - огромный плюс. Это может здорово пригодиться родителям, которые ввиду отсутствия большого опыта, нуждаются в подсказке профессионала, людям, находящимся вдали от города, или заболевшим в тот момент, когда поликлиники не работают. Если вы себя плохо чувствуете, врач расспросит про недомогание и даст конкретные рекомендации: какие анализы сдать, к какому специалисту записаться, что сделать перед визитом к нему. Если у вас на руках результаты обследований или другие медицинские документы, врач поможет в них разобраться. Наконец, по видеосвязи он может разглядеть совсем тревожные симптомы — и посоветовать вам вызвать скорую помощь.

Есть у данных сервисов и недостатки. Один из них связан с тем, что врач, можно сказать, видит вас в первый и последний раз, в режиме онлайн он не может изучить всю историю болезни пациента. В связи с этим многие ответы онлайн-врачей недостаточно развернуты.  Кроме того, при общении онлайн пациент должен суметь доступно изложить информацию о своем состоянии, правильно описать свои ощущения и симптомы.

Еще одним важным аспектом является назначение лечения онлайн. Важно знать, что назначение рецептурных препаратов, в том числе сильнодействующих, противозаконно. На консультациях врач может только рекомендовать или упоминать нерецептурные препараты или БАДы, фитотерапию, меры профилактики.

Сами медики скептически относятся к онлайн-консультациям.

- Полностью оценить состояние человека только по жалобам пациента невозможно. В таком случае врач может только предполагать, ведь пациент может недостаточно правильно описать свои симптомы, - говорит Ольга Марушкевич, главный врач детской городской поликлиники № 2. – Человеку, например, может казаться что кожа у ребенка зеленого цвета, а на самом деле она совершенно другого цвета. Это все очень субъективно, и даже камера не всегда сможет передать это. Онлайн-врач может быть просто консультантом, подсказать к какому конкретно специалисту стоит обратиться с данной проблемой. Реагируя только на жалобы человека, мы можем сделать совершенно не те выводы.

Стоит отметить, что на многих медицинских онлайн-сервисах администрация и сама предупреждает пользователей о том, что онлайн-консультация даже высококлассного специалиста не может в полной мере заменить реальный прием врача. В связи с этим онлайн-консультацию можно рассматривать, пожалуй, только как дополнительное средство диагностики и лечения.

Читать в полной версии ➔