Бийский рабочий

Как это было: история бийского трамвая

Сегодня исполнилось 59 лет с тех пор, как на рельсы встал первый трамвай - абсолютно новый транспорт для Бийска начала 60-х годов.
Читать в полной версии ➔

О том, с какими трудностями сталкивались водители и техники первых трамваев, сколько пассажиров вмещали вагончики, каким был первый маршрут бийского трамвая мы вспоминаем, листая старые подшивки газеты и беседуя с теми, кто стоял у истоков городского электротранспорта.

Сейчас уже трудно представить наш Бийск без перестука трамвайных колес. Красные вагончики уже почти шестьдесят лет перевозят горожан из одной точки города в другую.

К началу 60-х годов в Бийске завершается строительство Бийского химического комбината. Он готов давать стране продукцию. Но, чтобы возить рабочих в промзону, существующих автобусов катастрофически не хватает. Поэтому первые работы по строительству трамвайных путей были начаты в Бийске еще в 1958 году. Тогда трамвайное депо стало еще одним, новым цехом химического комбината.

 

Первый маршрут трамвая - от Переезда к Западному кольцу

 

Предполагалось, что трамвай запустят к 7 ноября 1959 года – к праздничной дате. Однако в течение всего 1959 года со страниц «БР» не сходили тревожные, не лишенные экспрессии заголовки: «Пуск трамвая под угрозой срыва!», «Строительство трамвая – под общественный контроль!», «Городу нужен трамвай!», «Объявим трамвай народной стройкой», «Это дело всех бийчан».

К началу 1960 года укладка рельсов и установка контактной сети была закончена. Первым директором трамвайного парка был Константин Семиков. Группа водителей в количестве 25 человек обучалась в Новосибирске.

 

Пуск первого трамвая. 13 июня 1960 г. 

 

13 июня 1960 года в 6.00 часов на линию вышло пять вагонов типа КТМ-1 Усть-Катавского вагоностроительного завода. Первый трамвайный путь «Западное кольцо - Переезд» был всего 10,6 км.

Накануне этого важного для города события, газета писала:

Завтрашний день станет для тысячи бийчан днем, когда они избавятся от необходимости идти на работу пешком, или в битком набитом поезде, который плетется чуть быстрее черепахи. Завтра начнется регулярное движение трамваев.…После первой обкатки 25 мая трамвайщики провели огромную подготовительную работу. Тут и заготовка билетов, и распределение смен, и дальнейшая обкатка всех вагонов… Завтра в шесть часов утра водитель Чалова выведет на линию первый поезд…

График движения первых трамваев был таким: в утренние «часы пик» пять поездов отходили от Переезда в сторону Западного кольца через каждые 5 минут. Днем интервал по маршруту увеличивался до 18 минут. С 16 часов поезда снова начинали ходить через 5 мин от Западного кольца к Переезду. Движение заканчивалось в 00.30. Стоимость проезда в один конец составляла 30 копеек.

 

Пришел сюда слесарем-механиком в депо по ремонту. Всего тогда было 6 поездов – вагоны были спаренные, - вспоминает Василий Зубарев, слесарь-механик, начальник депо, ветеран Бийского трамвайного управления. – Чтобы выкатить колесные пары, нужно было выкатить их на улицу, установить домкраты, поднять вагоны, сгрузить их и везти через дорогу в РМЦ Треста - обтачивать бандажи.

В вагончиках было только 35 посадочных мест, а всего могло войти 50-60 пассажиров. Вагончики не отапливались и были деревянными, и лишь снаружи обшиты металлом. Но бийчан это нисколько не смущало – ездить на работу в промзону стало с появлением трамвая намного проще!

- Это был настоящий праздник для горожан, - рассказывает Василий Зубарев, - да еще какой! Ведь трамвай мог перевезти вас в любое время и в любую погоду – хоть дождь, хоть буран, хоть морозы – не было такого, чтобы трамвай не вышел на линию!

 

 

16 июня 1960 года «БР» опубликовал репортаж под заголовком «Трамвай вышел на линию»:

«Рабочий день подходит к концу. И вдруг у трамвайного депо появились два вагона. Тотчас, откуда ни возьмись, стали сбегаться к ним люди. Улыбки, шутки, смех. Раздается заливистый перезвон. Открываются двери вагонов, и толпа чуть ли не штурмом овладевает местами. Каждому хочется проехать по первому маршруту. Все, кто встречают трамвай на пути, машут руками, в знак уважения поднимают над головой кепки. Рабочие тягловой подстанции даже устраивают шуточный финиш – натягивают веревку поперек пути».

Очевидцы вспоминают: первые рейсы, пока на маршрут выходило только пять-шесть поездов, были набиты пассажирами так, что и на подножках висели, и на крышу пытались забраться.

 

На улице имени Григория Васильева

 

- Двери не закрывались – кто где хотел входил, кто где хотел выходил, - говорит Татьяна Чиркова, водитель трамвая с 40-летним стажем, ветеран Бийского трамвайного управления, -  набивались в тамбуры – они тогда были в вагонах - и на крышу пытались забраться. Народу было страшно сказать сколько!

Но трамвай оказался невероятно нужен городу и его жителям – поэтому он стал развиваться. По планам строительства до 1 ноября 1961 года трамвайная линия должна была дойти до завода «Продмаш». Вторую очередь объявили городской ударной стройкой, но дела разворачивались крайне медленно. В связи с этим Горисполком признал необходимым широко привлекать население города, коллективы предприятий на строительство трамвайных путей в выходные дни – начали устраивать субботники и воскресники.

- Позже получили мы еще три поезда, - рассказывает Василий Зубарев, - тогда их стало уже девять. В 1962 году получили еще один вагон – «десятку», КТМ-2. Этот был уже модернизированный – у него диски колесных пар были резиновыми, то есть бесшумными. Вагоны КТМ-1 и КТМ-2 в городе эксплуатировались вплоть до 1975 года. Они могли развивать скорость до 40 км/час.

Лидия Соколова на рабочем месте

- Ехала я на вагоне КТМ-2, - вспоминает Лидия Соколова, кондуктор, водитель трамвая, ветеран Бийского трамвайного управления,- выбило автомат, трамвай загорелся, а у меня копна волос была густая, я тоже пострадала. С тех пор мы, водители, по правилам техники безопасности, стали работать в косынках.

К началу 1964 года закончились основные работы по строительству второй очереди трамвая (5,6 км). Шли работы по подготовке и строительству третьей очереди городского трамвая от пер. Коммунарского до Лесозавода. Таким образом, трамвайный путь должен был пройти с одного конца города до другого, что окончательно разрешило бы проблемы с пассажирскими перевозками в черте города и его основных промышленных районов.

 

Прокладка трамвайных путей

 

Постановлением Алтайского крайисполкома № 654 от 3 октября 1964 года трамвайное управление было передано Бийскому Горпромхозу на правах самостоятельного предприятия и относилось к Министерству ЖКХ.

В 1965 году начинаются работы по строительству трамвайного пути в Заречье. И 6 ноября 1970 года по 5 маршруту с Коммунарского до Льнокомбината также пошли первые поезда.

Трамвай как вид транспорта прочно вошел в жизнь горожан и в историю города.

 

Продолжение следует…

 

Читать в полной версии ➔