Бийский рабочий

Юрий Матусович: вожу за четырнадцать с половиной рублей

Перевозчик маршрута № 55 рассказал, почему снял свои рейсы
Читать в полной версии ➔

История с невыходом автобусов на маршрут № 55 в конце марта долго обсуждалась среди горожан. Перевозчика назвали недобросовестным и передали маршрут другим газелистам. Комментарии со стороны мэрии «БР» уже приводил. Теперь своим видением ситуации с нами  поделился сам перевозчик. С автопредпринимателем Юрием МАТУСОВИЧЕМ говорим о маршруте, дорогах, цене проезда и отношениях с другими перевозчиками.

 

  • – Юрий Петрович, судьба у 55-го маршрута сложная. Заминки с ним происходят не впервые.

– Да. В начале августа 2017 года был подписан муниципальный контракт на маршрут № 55. Он должен был проходить через Зеленый Клин и квартал АБ. Но уже в двадцатых числах начались разногласия с другими перевозчиками, которые выступали против открытия маршрута. Тогда карты маршрута мне не выдали, договор на диспетчерское обслуживание со мной не заключили, а в городской администрации сказали, что вопрос по запуску маршрута будет вынесен на координационный совет. По контракту автобусы должны были выйти на линию с 1 сентября. Но мне сказали, что автобусы не выйдут. На свой страх автобусы я все же вывел на линию, и в тот день возили всех бесплатно. А через пару часов мне позвонили и сказали, что если продолжу в том же духе, то у меня заберут маршрут. Пришлось снять рейсы. Маршрут запустили 15 октября, а уже через два дня администрация подала иск на расторжение контракта. Тем не менее и барнаульский, и томский суды встали на мою сторону и признали контракт действительным. После этого городская администрация в одностороннем порядке изменила схему движения по 55-му маршруту. От первоначальной схемы проезда осталось лишь 5 остановок из 34. То есть схему движения нам изменили на 86 процентов.

 

 

Юрий Матусович: вожу за четырнадцать с половиной рублей. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

 

  • – Вы это чем объясняете?

– Интересом других перевозчиков – им нужен был мой маршрут. У них был только один вопрос: почему 55-й отдали мне, а не им? Это были автопредприниматели, которые работают как на «Газелях», так и на ПАЗах. Сегодня большинство городских маршрутов идет вкруг, то есть их обслуживанием могут заниматься до десятка перевозчиков. А это прямое нарушение закона о пассажирских перевозках, в котором четко прописано: один маршрут должны обслуживать не более трех перевозчиков. Но в Бийске мало перевозчиков, готовых своими силами закрыть маршрут. Например, сегодня в Бийске перевозки на «Газелях» осуществляют более 30 перевозчиков. Они кооперируются и берут себе маршрут, и не один. Вот и 55-й хотели также забрать.

 

  • – Это ведь вы его разработали?

– Да. Еще в 2011 году я разработал схему маршрута. За этим стояла большая работа: мы прошли по районам, где планировали открыть движение, собирали подписи местных жителей, что такой маршрут действительно нужен, рассчитывали возможный пассажиропоток, чтобы определиться с периодичностью выходов. Затем в администрацию представили пакет документов. В мэрии согласились, и маршрут был отрыт. Просуществовал он, правда, недолго – всего год. В 2012 году его закрыли из-за плохих дорог. Это действительно было так: тогда дороги грейдировал я за свой счет, летом поливал, чтобы не летела пыль.

 

  • – В 2017 году ситуация не сильно изменилась. Улицу Матросова отремонтировали, но Шадрина была «убитой».

– О Шадрина и речи не было. Только после координационного совета автоперевозчиков я и узнал, что 55-й пойдет не по Зеленому Клину, а по Шадрина. За день до выхода на линию мне об этом сказали, хотя в СМИ уже было заявлено, что маршрут пойдет по Зеленке. Пришлось поправляться на ходу. Это было воскресенье. За один выходной день мне нужно было провезти всех водителей по измененному маршруту, посмотреть дороги. Потом, когда вышли на работу, приходилось всем пассажирам объяснять, что автобусы едут по Шадрина, многие удивлялись. Остановок не было, где тормозить нужно было, непонятно вообще. Ориентировались на людей. Что примечательно: когда по маршруту пошли другие перевозчики, ту же Шадрина прогрейдировали.

 

 

  • – Но ведь не из-за плохой дороги вы сняли машины с 55-го маршрута?

– Когда мы запускали маршрут, рассчитывали на одну прибыль, а ее не было совсем. Это как раз было следствие изменения схемы. Машины, которые выходят на этот маршрут, взяты в лизинг, и по нему нужно расплачиваться – мне еще нужно платить водителям, заправлять машины, отчислять налоги. Я стал еще сильнее уходить в минус. Меня просто поставили в тупик. Ничего не осталось, кроме как искать, куда отправить работать машины, чтобы расплатиться с долгами.

 

  • – А почему вы заранее не оповестили, что автобусы не выйдут?

– Решение было принято спонтанно. Моя вина в том, что не оповестил пассажиров о невыходе автобусов, за это прошу прощения. Однако в администрации знали, что я снимаю машины, я направил им письмо. И почему-то с их стороны предупреждений тоже не было, хотя бы через Транспортный диспетчерский центр. И в администрации мое решение вряд ли восприняли как неожиданное – в течение последних полутора лет я писал им, что не могу поддерживать маршрут, который убыточен.

 

  • - Тем не менее при оплате наличными стоимость проезда в ваших автобусах
    16 рублей, а не 20, как у остальных.

– Это как раз и связано с убыточностью маршрута. Я опустил цену, чтобы привлечь пассажиров и за счет массовости поднять рентабельность.

 

 

Юрий Матусович: вожу за четырнадцать с половиной рублей. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

 

  • – То есть вы показали, что возить бийчан за эти деньги можно и предприятие выживет?

– В общем-то, да. Но ведь в те 16 рублей, которые и сегодня платят пассажиры 44-го и 77-го маршрутов, заложены и отчисления компании «Норд». Это около полутора рублей. То есть для себя мы возим по 14,50 рублей. Раньше отчисления «Норду» были еще выше. Когда компания только начала работать, она забирала себе около 10 процентов от стоимости поездки, затем их снизили. Сегодня он ниже семи процентов. Когда только компания появилась, я прекрасно понимал, что посредник и можно работать напрямую с платежной системой «Золотая корона», через которую и осуществляется расчет пассажиров. Если бы я самостоятельно установил терминалы, тогда стоимость проезда можно было бы снизить еще, но получил отказ. Работающие на муниципальных маршрутах обязаны заключать договор с «Нордом».

 

  • – Вы являетесь перевозчиком не только на 55-м маршруте, но и на 44-м и 77-м. На работе тех маршрутов скандал с 55-м сказался?

– Давление огромное, но оно ощущалось и раньше. Первые исковые заявления из-за невыдачи карты маршрута были поданы еще полтора года назад, но тогда в мэрии мне предложили решать вопросы в рабочем порядке. Я согласился, ушел из суда, но к консенсусу мы так и не пришли. Я доказывал, что маршрут должен проходить по Зеленому Клину, показывал собранные подписи – мне не верили. В итоге администрация решила провести опрос, как должен проходить маршрут, на сайте газеты «Наш Бийск». Опрос проходил в течение месяца. И даже там мой вариант маршрута лидировал. Я нотариально заверил, как менялись результаты. Разбег шел в тысячи голосов в мою пользу. Но на транспортной комиссии мне предъявили результат: с перевесом в 300 голосов вариант администрации выиграл. Тогда я понял: мне просто не дадут работать. Снова начались суды. В ответ на меня, скажем так, натравили все службы. Начались бесконечные проверки, мои автобусы постоянно останавливали, в час пик высаживали людей. Это было на всех моих маршрутах. После того как в дело вмешалась краевая прокуратура, давление спало.

 

 

Юрий Матусович: вожу за четырнадцать с половиной рублей. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

 

  • – Подобные прецеденты на рынке пассажироперевозок в Бийске были?

– На моей памяти не было. А работаю я уже десять лет.

 

  • – Сегодня есть вероятность того, что ваши автобусы вернутся на 55-й маршрут?

– Думаю, да. Я подал документы в суд с просьбой признать расторжение муниципального контракта на обслуживание 55-го маршрута незаконным. Более того, если суд встанет на нашу сторону, то 55-й пойдет через Зеленый Клин, как это и было оговорено при заключении
контракта.

Читать в полной версии ➔