Бийский рабочий

После коллапса: месяц назад в Бийске был снят режим ЧС по мусору

ЧС в городе было решено объявить, когда Бийский полигон ТБО ограничил доступ на свою территорию спецтехники регионального оператора.
Читать в полной версии ➔

С чего все началось

Регоператор в свою очередь вместо 35–40 рейсов в сутки, стал делать 15–20, при этом совершенно не нарушая законодательства. Итог: заваленные отходами мусорные площадки на улицах города. А причиной такого противостояния послужили взаимные экономические претензии. Тогда, в ноябре, новость о том, что наукоград России зарастает мусором, возглавляла все федеральные информационные выпуски.

Ситуация продлилась три дня, муниципалитет убрал семь заваленных мусором площадок, и режим чрезвычайной ситуации (ЧС) сняли. И все-таки оставалась проблема взаимоотношений двух предприятий, законодательно участвующих в реализации мусорной реформы – РО и полигона ТБО. Прошел месяц, насыщенный совещаниями и оперативками. На Общероссийский народный фронт региона (ОНФ) была возложена миссия координатора переговоров.

Руководитель представительства ОНФ в Алтайском крае Сергей Войтюк участвовал практически во всех совещаниях, посвященных вопросам, как вывести Бийск из мусорного тупика и что необходимо сделать, чтобы впредь подобных ситуаций не возникало.

- На данный момент между полигоном и РО подписаны соглашения, произведен обмен гарантийными письмами, принят временный механизм контроля взвешивания поступающих на полигон мусоровозов, – рассказал Сергей Войтюк. – Разработан график погашения долгов предприятия «Спецобслуживание-Центральное» перед полигоном.

График этот будет действовать до февраля. К этому времени в Управлении по тарифам и ценообразовнанию завершится пересмотр тарифов, и после этого график будет откорректирован. Что касается работы полигона, то нам удалось достичь согласования по продлению рабочего дня. Теперь мусор принимается до 22 часов. Надеемся, что и администрация Бийска наконец решит вопрос о контейнерах, которых просто катастрофически не хватает в городе, ведь 50 % мусорных площадок в Бийске принадлежат муниципалитету.

– Да, мы вернулись к прежнему графику работы – 35–40 рейсов за сутки, – подтверждает информацию директор предприятия «Спецобслуживание-Центральное» Алексей Щербатов. – Теперь наши машины успевают выгружать мусор, собранный в частном секторе, где мусоровозы работают в вечернее время. Хочу добавить, что в данный момент мы ведем переговоры об установке на въезде на полигон весов, чтобы каждая единица спецтехники проходила весовой контроль, как это и должно было быть с самого начала.

Есть вероятность, что весы будут установлены в начале января, а пока мы взвешиваем свои КамАЗы на стороннем предприятии, для чего был заключен специальный временный договор.

О стабилизации говорить рано

Однако говорить о том, что подобная ситуация в Бийске не повторится, слишком рано. 16 декабря депутаты примут бюджет на 2020 год. Предусмотрены ли в нем средства на новые мусорные контейнеры?

Если да, то в каком объеме? Ведь если площадки будут укомплектованы в соответствии с требованиями закона, необходимости обслуживать 70 % из них дважды в сутки у РО не будет. И вот тогда на полигон действительно будут приезжать не более 20 спецавтомобилей, а не 35–40, как это происходит сегодня. Еще один вопрос, который требует скорейшего решения, – учет и внесение в реестр мест накопления ТКО юридическими лицами, чьи офисы размещаются в жилых многоэтажках и которые по привычке пользуются контейнерами жителей.

– Еще 23 мая мы рекомендовали бийской администрации обратить внимание на опыт Барнаула, где городские власти заранее заложили в свой бюджет заведомо большую сумму на обслуживание и оснащение мусорных площадок, – продолжает тему Сергей Войтюк. – Последний разговор на эту тему состоялся в октябре. Пока в Бийске не будет четкого понимания зон ответственности, не будет определения, кто за что отвечает, – порядка не будет. Ведь и муниципалитет, и управляющие организации, и полигон и РО в итоге должны действовать слаженно, а не как лебедь, рак и щука.

Надзорные органы продолжают свою работу и последнее слово в деле о ЧС они еще не сказали. Как не завершились и судебные разбирательства по взаимным экономическим претензиям между РО и полигоном. Кроме того, по требованию суда проводится экспертиза расчета реального объема мусора, который помещается в единицу спецтехники.

Изменения в критериях ТКО

Пока в течение месяца чиновники и директора принимали решения, Минприроды и Минстрой более четко определили некоторые критерии определения ТКО.

Так, теперь зола, которую еще в прошлом году РО принимал, нарушая закон, стала ТКО, правда, с пометкой «охлажденная». Ссыпать в мусоровоз угли по-прежнему запрещено.

Еще одно изменение. Мусор, собранный за пределами жилых помещений, во дворах и на придомовой территории, ветки и листва к ТКО не относятся. Обращение с такими видами отходов должно осуществляться на основании отдельных договоров; оно не относится к коммунальной услуге по обращению с ТКО, оказываемой РО. Данная информация дает четкое понимание, что во время грядущих весенних субботников муниципалитету и управляющим организациям для вывоза собранного мусора надо будет заключать специальные договоры. В обязанности РО не входит вывоз мусора такого класса.

Кстати, бюджет города на будущий год еще не принят, и в него пока еще можно вносить корректировки.

Протокол «Коммунального рейда»:

  • О том, что рано или поздно в городе возникнет серьезная конфликтная ситуация, связанная с болевыми точками мусорной реформы, «Коммунальный рейд» начал рассказывать полгода назад. И болевые точки мы неоднократно перечисляли. Не услышали ни чиновники, ни директора, или не захотели услышать. Итог: скандал всероссийского масштаба.
  • Дан еще один шанс урегулировать спорные вопросы и, как говорится, тянуть мусорную лямку в одном направлении, а не в разные стороны.
  • Рядовых бийчан не должны волновать экономические и юридические разногласия предприятий, задействованных в реализации мусорной реформы. Они платят за коммунальную услугу и хотят жить в чистом городе.

 

Читать в полной версии ➔