Бийский рабочий

Визги и брызги: несмотря на тонкий лёд, окунуться в прорубь пришли сотни бийчан

Крещение, или Богоявление, празднуется православной церковью 19 января по новому стилю.
Читать в полной версии ➔

Крещение - один из самых древних православных праздников. Другое название праздника – «Епифания» – явление, или «Теофания» – Богоявление, также его называли и «праздник Светов» или просто «Светы». По Библии, вода – начало жизни. И каждый верующий, совершающий погружение в купель, как будто возрождается заново.

Погода на Крещение, как правило, суровая. Самая низкая температура была зафиксирована в 2010 году – тогда столбик термометра в Бийске опустился ниже 38 градусов. Но и это не отпугнуло верующих. Затем сильные морозы были на Крещение в 2012 году – температура утром 19 января составляла минус 36 градусов. А вот такой теплой погоды как сейчас, да еще с метелью, которая больше характерна для февраля, точно давно не было! Сегодня купающиеся погружались в иордань при температуре -8 градусов. 

Что и говорить, в последние годы крещенские купания хорошо организованы – патрули сотрудников полиции, казаков, службы спасения и скорая помощь обязательно дежурят на местах купаний. Кроме того, для переодеваний приготовлены теплые палатки, горячий чай, место купания снабжено удобными перилами.

Примерно треть погружающихся в иордань признается, что слишком верующими себя не считают, однако крещенские купания – это традиция, кто-то пришел впервые, а кто-то – приходит каждый год.

Бийчане приходят к крещенской проруби разные – в лыжных костюмах, в пуховиках, в шубках – устремляются к раздевалкам.

- Креститься не забывай! – кричат ныряющим группы поддержки, стоя по бокам проруби со смартфонами в руках, чтобы успеть запечатлеть кадры очищающихся от грехов. Будет что потом в Инстаграм выложить. 

Заметим, что поправочка дельная: не все окунаются в прорубь правильно – по канонам, прихожане должны троекратно перекреститься и погружаться в воду со словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа!»

- После омовения в голове светло и легко! – признаются те, кто погружается в прорубь уже не в первый раз.

Правда, женщины, бывает, визжат. Но тут же им достается от пожилых матрон:

- Ишь, как бесы-то выходят. Орут!

Те же матроны отмечают, что все больше в последнее время молодых девушек и женщин, купающихся в нижнем белье, а то и вовсе в майках и тонких белых футболках на голый верх - они, выходя из проруби, отчаянно позируют на камеры.

- Людям просто хочется острых ощущений. Лишь только малая часть участвует в этом обряде потому, что действительно верят, - говорят те, кто пришли «просто посмотреть». – Модно, можно фоточку запилить в Инсту, вот и идут.

- Все ради показухи и веселья. Девочки приходят показать себя в красивом белье, мальчики - на все это посмотреть. Сейчас в Инсте будет не продохнуть от фото типа: «Вот такая я секси, очищалась от грехов», - еще одно мнение противников «крещенских окунаний».

Как правило, в России прорубь вырубается в виде креста, и она называется иорданью. По преданию, когда Господь вошел в реку Иордан, все творенье Божье приобщилось Его святости, поэтому в этот день водная стихия во всей Вселенной освящается. На Руси праздник Крещения знаменовался всенародным ликованием – в этот день все от мала до велика шли «на иордань», то есть на реки и озера, где несмотря на сильные морозы и глубокие снега совершался обряд водоосвящения.

После омовения надо напиться крещенской воды. Считается, что она лечит от различных недугов, придает бодрость и здоровье. Поэтому ею же боролись и с нечистью – для этого окропляли водой все комнаты, двор и хозяйственные постройки.

- Мы с отцом едем на беговых, наши на выездных санях. Отец спрашивает – хороша ердань наша? Очень хороша. На расчищенном синеватом льду стоит на четырех столбиках, обвитых елкой, серебряная беседка под золотым крестом. Под ней – прорубленная во льду ердань. Из-под кремлевской стены, розовато-седой с морозу, несут иконы, кресты, хоругви, и выходят серебряные священники, много-много. В солнышке все блестит – и ризы, и иконы, и золотые куличики архиереев – митры. (Иван Шмелёв. «Лето Господне»)

Читать в полной версии ➔