Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

«БР» узнал, почему в Бийске временно закрыли маршрут №55

Более трех лет автобусный маршрут № 55 в Бийске обслуживали, как выяснилось, нелегально.

Пожалуй, ни один бийский маршрут не отмечался таким количеством скандалов, как 55-й. Его то закрывают, то меняют, то на него не выходят автобусы, а то автобусы и рады бы вывести, да нельзя. В начале мая стало известно: маршрут вновь закрыт. «БР» вспомнил, из-за чего все началось, и узнал, почему все закончилось.

С долгой остановкой

История с 55-м вообще интересная. Маршрут этот — многострадальный, по-другому и не скажешь. Запустить его пытались не раз. Схему маршрута перевозчик Юрий Матусович разработал еще в 2011 году.

Сам предприниматель говорит, что за этим стояла большая работа: нужно было походить по районам пролегания потенциального маршрута, собрать подписи, что автобусы тут нужны, рассчитать возможный пассажиропоток, чтобы определиться с периодичностью выходов.

Документы собрали, передали в мэрию, маршрут запустили.  А уже через год, в 2012-м, маршрут закрыли с формулировкой «из-за плохих дорог».

Через пять лет, в 2017 году, о маршруте заговорили вновь. К тому времени была отремонтирована улица Матросова, в планах был ремонт Шадрина. Правда, сам перевозчик говорил, что в его схеме о Шадрина и речи не было.  Маршрут должен был пролегать через Зеленый Клин, о чем было условлено с администрацией города. Уже и объявление о запуске маршрута дали, но в мэрии обозначили условие возвращения — 55-й маршрут будет пролегать по Шадрина.

Маршрут построен

По такой схеме перевозчик и работал. Автобусы шли по Шадрина. Параллельно шли суды. Администрация города и перевозчик отстаивали каждый свое видение маршрута № 55. Крайними в этом противостоянии в итоге оказались пассажиры, когда в марте 2019 года автобусы просто не вышли на линию.

Юрий Матусович тогда признавался: мэрию об отказе выходить на маршрут до окончания судебных разбирательств он предупредил, а вот пассажиров не успел. Причина банальна: перевозчик рассчитывал на другой маршрут, а, следовательно, и на другую прибыль. Эта история стала еще одним камнем преткновения в и без того непростых отношениях автопредпринимателя и муниципалитета.

Администрация расторгла договор с предприятием «Авторем», принадлежащим Юрию Матусовичу, от которого его автобусы выходили на маршрут № 55, и через пару недель на него зашли другие перевозчики.

Но через год, в 2020-м, автобусы Матусовича вернулись на маршрут — тот самый, который он отстоял,  проходящий через Зеленый Клин. Перевозчик в суде доказал, что должен был работать по той схеме, которую представлял еще в 2017 году, и вернулся на маршрут.

Попутно он собрался еще и взыскать с муниципалитета выгоду, упущенную за годы работы на Шадрина вместо Зеленки — почти 25 млн руб.

Так маршруты «расплодились»: вернувшийся 55-й пошел через Зеленый Клин, а продолживший существовать маршрут, обслуживаемый другими перевозчиками, и проходящий по Шадрина и Шевченко, присоединил к номеру букву «Ш».

Может себе позволить

Возвращению «коллеги», как деликатно автопредприниматели называют перевозчика с «Авторема»,  они оказались не рады, ведь тот в очередной раз применил проверенный маркетинговый ход: брал за билет с пассажиров своих автобусов на пару рублей меньше. При этом предприниматели уверяли: дело не столько в благородстве одного перевозчика и жадности других, сколько в нежелании Матусовича работать по привычной для Бийска схеме.

Заключается этот принцип в работе «по кругу», пояснял перевозчик Валерий Попов. Сегодня маршрутки автопредпринимателей работают на прибыльных маршрутах, а завтра — на «социальных», то есть убыточных (например, на маршруте № 10), где в отличие от 23-го или 35-го высокого пассажиропотока нет. Примерно по той же схеме работают и на ПАЗиках. Таким образом, перевозчики обслуживают маршруты разной прибыльности по очереди и находятся в равных условиях.

Юрий Матусович в такой схеме не участвует — его автобусы выходят только на прибыльные маршруты, а социальную нагрузку  перевозчик не несет, поэтому и имеет возможность ставить у себя цену за проезд ниже общегородской.

Подчинились закону

Весна 2021 года вновь ознаменовалась скандалом на маршруте. Сначала о том, что автобусы могут уйти с 55-го маршрута заговорили водители, потом — пассажиры, среди которых даже родилось предложение написать петицию в поддержку перевозчика, с которым мэрия в очередной раз собралась расторгнуть договор (так поняли сами бийчане), а затем появилось официальное объявление: любые перевозки по маршруту считаются незаконными до проведения конкурса перевозчиков.

Заявление администрации Бийска выглядело так:

«Дело в том, что в Арбитражном суде Алтайского края было рассмотрено гражданское дело по иску бийских предпринимателей к администрации города Бийска и ООО «Авторем», работающему на маршруте № 55.
Суть требований — признать заключенный ранее муниципальный контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по маршруту № 55, недействительным.
Решением суда требование истцов удовлетворены, контракт, заключенный между городской администрацией и ООО «Авторем», признан недействительным.
Определением апелляционной инстанции указанное решение оставлено без изменения и вступило в законную силу».

При этом в мэрии подчеркивали, что транспортной комиссией при администрации Бийска решение об отмене муниципального маршрута № 55 не принималось.

Таким образом, хотя муниципалитет наряду с автопредпринимателями и находился в конфликте с предприятием Матусовича, юридически все выходит так, что мэрия должна подчиниться закону и признать, что никакого контракта с перевозчиком и не было.

Делов-то на полтыщи

«БР» изучил документы суда, чтобы узнать, а в чем собственно причина такого окончания истории (или, можем предположить, лишь очередной ее главы).

Контракт с перевозчиком городской администрации разрывать не пришлось. Его просто признали недействительным. Причина уходит на несколько лет вглубь истории — в 2017 год, когда маршрут возрождался.

Тогда муниципальный контракт на обслуживание маршрута заключили с Матусовичем, а точнее - с его предприятием ООО «Авторем», как с единственным заявителем на оказание данной услуги. В мэрии поясняли: ничего необычного в этом нет — это стандартная практика при заключении контрактов, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. В таких случаях, если есть хотя бы один желающий оказать услугу, с ним договор и заключают.

В случае стоимости контракта на обслуживание маршрута № 55 речь шла всего о... 500 руб.

Всего полтысячи за договор, ссылаясь на который перевозчик потом потребует с мэрии многомиллионную компенсацию!

Оказалось, определили эту стоимость просто: посчитали израсходованную на документы бумагу и стоимость диска, как накопителя информации, на котором и был записан контракт в электронном виде. Все, больше никаких затрат со стороны муниципалитета не было. Договор заключили и разошлись.

Какие совпадения!

Но перевозчик Матусович был не единственным, кто хотел бы обслуживать маршрут № 55. В период судебных разбирательств таких, говоривших: «И мы хотим», набралось много. От семи перевозчиков Бийска - индивидуальных предпринимателей Комаровой, Гариной, Фомина, Кондрашова, Зубцова, Синюковой и Манаева - поступило исковое заявление о признании договора между мэрией и ООО «Авторем» недействительным.

Причину они видели в том, что еще в 2017 году мэрия должна была заключить контракт на обслуживание маршрута № 55 только после проведения конкурных процедур, ведь работать на маршруте хотел не только Матусович.

Оказалось, в середине августа 2017 года о своем желании обслуживать маршрут заявил еще один перевозчик — ИП Фомин. Но буквально за неделю до этого мэрия заключила договор с предприятием Матусовича, о чем другие перевозчики не знали.

В ответ администрация Бийска подготовила письмо, в котором указала, что при необходимости выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров, поступившее от ИП Фомина обращение будет рассмотрено. На собеседованиях в таких случаях говорят: «Мы вам позвоним». И обычно не перезванивают. Вот с перевозчиком, похоже, так и вышло.

Что интересно, история эта с не проведенным вовремя конкурсом и вторым перевозчиком всплыла  только летом 2020 года, когда перевозчики подали в суд. Еще бы буквально пара месяцев и срок исковой давности по требованиям о признании сделки недействительной (он определяется в три года), просто истек бы.

И еще одно наблюдение. За несколько месяцев до этого, в феврале 2020 года, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа признал недействительными изменения контракта между перевозчиком и администрацией города — те самые, в которых мэрия поменяла маршрут с прохождения по Зеленке на маршрут, идущий по Шадрина. До этого перевозчика Матусовича также поддержали и суды других инстанций — сначала арбитражный в Барнауле,  затем апелляционный -  в Томске. Администрации города, не согласной с вынесенными судами решениями, предложили обратиться с обжалованием дальше — в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

Таким образом, дело шло к новым разбирательствам, тем самым, о взыскании упущенной перевозчиком выгоды.

Теперь же говорить не о чем, поскольку череда других судов - уже о том, а был ли вообще контракт между мэрией и предпринимателем, сложилась не в пользу Матусовича.

В мае 2021 года недействительность договора между администрацией и перевозчиком подтвердил апелляционный арбитражный суд в Томске, поддержав решение предшествующей инстанции — суда в Барнауле. Сделки, как выяснилось, не было.

P. S. До конца года в Бийске проведут конкурс автоперевозчиков, определив, кто будет обслуживать маршрут № 55. Юрий Матусович заявил о намерении участвовать в нем.

Комментарии (29)

1000

Авторизоваться:

Житель города

Еще бы проводили эти конкурсы по честному,а не по принципу "кто больше даст"!У всех из перечисленных предпринимателей автобусами делать не чего,они уже на последнем вздохе ездееют технически,да и эстетической стороны смотреть страшно!Все битые,ржавые,в автобусе свинарник,все прокуренно кондукторами,зайти страшно,не то что ехать с одного конца города в другой!!!Как самим приятно в такой обстановке ездить по 15 часов!!!И если бы по утрами по честному проходили механика,больше половины автобусов просто не вышли бы на линию!!!И на секундочку для 55 маршрута,Матусович пригнал новенькие нексты,это тоже о чем то говорит!

Конрад Маюнов

Да не хотели другие перевозчики на 55 заходить. Они знали о нем? Знали, хотя не сами разрабатывали маршрут. Боролись за него? Нет, и даже были против самого маршрута. Участвовать в конкурсе им запрещал кто? Никто. И они даже проиграют его со своими тарантайками, задранными ценами и отсутствием базы. Это они чисто Матусовича давят, раз он им цену сбивает.

Хочу сказать
Конрад Маюнов, тебе , как всегда, неважно, что решения могут приниматься втемную, келейно. Даже оправдание удобное: знали, не боролись. Лишь бы выгода в карманах тебе подобным оказалась. И как это не боролись? Появилась возможность в законном порядке оспорить договор, подали иск. И не надо нахваливать гпящеые, вонючие автобусы Матусовича зачастую с хамским поведением водителей. Между прочим, почти на всех маршрутах , кроме Матусовича, есть кондукторы, что не вынуждает пассажиров толкаться в дверях и на ходу автобуса искать себе в салоне места. А если пассажиров мало еще только билет всучит не успеешь разогнуться- рванет с места. Не предусмотрели китайцы, что в дверях обилечивать будут, на расстоянии ," дотянись до водителя".
Ответить
Конрад Маюнов

И нефиг ныть про социальную нагрузку, 23 и 35 всяко её окупают. Видимо, просто поняли, что пассажиры уходят туда, где на 2 рубля дешевле, и теперь психуют. А нефиг было жадничать!

Гость
Конрад Маюнов, на целых 2 РУБЛЯ дешевле? Ты серьезно?
Ответить
Конрад Маюнов
Гость, с каждого китайца по рублю - и я миллиардер. Если считаете, что это несерьёзно - предложите другим перевозчикам возить на 2 рубля дешевле Матусовича. Или работодателю компенсировать эту разницу в проезде на его же работу. Послушаем, что они скажут. Сразу запоют про убытки и что вообще на грани разорения.
Ответить
Гость
Конрад Маюнов, с перевозчиками как раз понятно. Но я с трудом могу представить человека, который просто хочет добраться из точки А в точку Б и при этом выискивает вариант на 2 рубля дешевле.
Ответить
Конрад Маюнов
Гость, зря. Вариант-то и искать не надо, когда он под носом, а копейка рубль бережёт. Каждый день по два рубля туда да обратно - в месяц сотня. На дороге как-то не валяется. За год тысяча набежит. А не полениться пешком походить или на велосипеде - уже больше тысячи только в месяц. В год почитай тринадцатая зарплата набегает. Уже можно серьёзную покупку сделать, мебель какую купить или компьютер немного апгрейдить.
Ответить
Александр

Я хоть и не эксперт, но выглядит это так, барены в лице ИП зажрались, а Мотусович им мешает набивать карманы, вы если набиваете карманы, надо же обновлять свой автопарк, уже не возможно ездить, даже смотреть, все ржавое, думят как паравозы, ужас.

Владимир Балахнин

Маршрут №44, по которому Ю.П. так же осуществляет перевозки, не думаю, что является особо коммерчески выгодным. Или у кого-то иное мнение? Хотелось бы посмотреть какой-нибудь документ в котором есть соглашение перевозчиков с администрацией по распределению "социальных" и "коммерческих" маршрутов. Или это происходит в виде" пошушукались в кабинетиках"? На моё обывательское мнение, все маршруты должны выставляться на конкурс, у кого лучшие машины, те и должны вставать на прибыльные маршруты. А те кто собирается возить пассажиров на старье, те пусть катают по менее прибыльным маршрутам. Плюс хотелось бы увидеть большие автобусы в городе заниженными ступеньками, как в Барнауле. Ну и общее руководство перевозками со стороны администрации на до исполнять. На какие-то маршруты возможно нужны дотации. Так получилось что наш город растянут вдоль реки. У других маршрутов уменьшить частоту перевозок, чтобы они были окупаемыми. Маршруты в пригородные посёлки и так стоят дороже чем по городу.

Гость
Владимир Балахнин, для низкопольных автобусов нужны хорошие дороги, а этого здесь никогда не будет.
Ответить
Владимир Балахнин
Гость, без фанатизма европейского. Хотя бы ЛИАЗы к высокому бордюру они подходят на ровне с ним.
Ответить
Гость
Владимир Балахнин, даже сраные ЛИАЗы стоят от 9млн/штука. Деньги откуда у нищего города?
Ответить
Конрад Маюнов
Гость, один кретинский и бесполезный бизнес-инкубатор сколько жрёт? Посокращать траты на всякую ерунду - глядишь. и на автобусы наберётся. Да только пока что речь не о муниципальной автоколонне, а про частных перевозчиков. У Матусовичи и новые, и возит при этом дешевле. Значит, разумнее хозяйство своё ведёт, рационализирует затраты, а прочие горазды зарабатывать только задирая цену проезда. Иначе и не умеют.
Ответить
Владимир Балахнин
Гость, у них, насколько я знаю, все машины в лизинге, т.е. арендованые. Поэтому нет проблем эти автобусы сдать назад, а взять ЛИАЗ
Ответить
Гость
Гость, у всех перевозчиков, насколько мне известно, машины в лизинге, т.е. арендованные. Поэтому нет проблем вернуть одни машины и взять другие.
Ответить
Гость
Владимир Балахнин, мне кажется размеры этих автобусов мягко говоря не для нашего города. Про зиму вообще молчу, пазик не подъезжает к остановке
Ответить
Таша Бирд

Представитель перевозчиков (коим себя назначил) господин Попов, умалчивает про убыточный маршрут Матусовича № 44, на котором после каждого выхода на линию приходится ремонтировать автобус. И по маршруту № 55 другие перевозчики ездить не планировали, им просто нужно его закрыть. А Студеникину, чем бороться с Матусовичем, лучше бы направить свои силы, на борьбу с организациями, которые занимаются благоустройством города. Он ведь утопает в грязи и пыли....

Хочу сказать

У Матусовича автобусы и обслаживание не лучше, чем на других маршрутах.

бийчанка
Обслуживание - лучше на порядок, потому и востребован.
Ответить
Бийчанка

Ну вот, в нашем городе к хорошему лучше не привыкать... Живу на Матросова, работаю на Зелёнке, проезд 20 рублей при моей минимальной зарплате.. кажется, всё сложилось, ан нет.. Хотят новые дяди по 22 рубля, а то и больше с нас брать или снова до Детского мира гонять... Грустно... А ведь только по 55 маршруту проезд в день Победы сделали бесплатным, а автобусы украсили флагами...

сеня

а может просто работникам администрации поумерить свой пыл в зарабатывании нечестных денег и маленько уменьшить количество автобусов своих и дать спокойно другим тоже зарабатывать и будет все ровно

...

Администрация не в состоянии навести порядок в отношении выполнения перевозчиками расписания. Целый отдел за этим следит, а вечерами автобусы волшебным образом исчезают с маршрутов. В Заречье вечерами только на трамвае можно доехать. Может на решение этой проблемы потратить время и силы?

Хочу сказать

В общем, ужас. Стоимость договора по цене бумаги, на котором он составлялся. Выходит, возможно и обратное. А зачем считать, сколько Матусович по лучит выручки за время действия договора? И правильно, что требует миллионы. Короче, в администрации допустимо принятие решений на дружеской ноге.

Владимир Балахнин

Без фанатизма ЛИАЗы хотябы

бийчанка

Так оштрафуйте в качестве примера тех "товарищей в администрации", которые заключили незаконный договор с перевозчиком. Видимо, у них с этого какое-то моральное удовлетворение было?

Гость

А судьи кто?Если контракт незаконный то надо вернуть "незаконные деньги".

Петя

все для народа, как и продление пенсионного возраста.

Гость

Владимир Балахнин, мне кажется размеры этих автобусов мягко говоря не для нашего города. Про зиму вообще молчу, пазик не подъезжает к остановке