Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Новая жизнь: как пандемия повлияла на расходы бийчан

Новая жизнь: как пандемия повлияла на расходы бийчан

Сейчас уже всем понятно, что доходы населения падают. И на этом фоне, несомненно, меняется и образ жизни.

От каких же именно «радостей» жизни приходится нам сегодня отказываться – показало наше очередное исследование.

«Черная пятница» была вялой

Сегодня многие экономисты отмечают, что жители России в целом впали в «потребительскую спячку». А это значит, что начиная с октября месяца многие российские семьи тратят свои средства только на самое необходимое. Так, на последней неделе ноября наши жители потратили на все свои нужды вообще рекордно низкие суммы – на 11, 4 процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Такие данные приводит Сбербанк на основе анализа операций по банковским картам. И, кстати, даже широко разрекламированная «черная пятница» в этом году показала чрезвычайно низкий результат и кардинально не повлияла на рост потребления.

По данным анализа данных того же Сбера, всплеск спроса, спровоцированный распродажами, по сравнению с обычными пятницами наблюдался во всех традиционных категориях, но в целом объем дополнительных расходов был на 40 процентов ниже, чем в «черную пятницу» 2019 года. Увеличение роста покупок по таким традиционным сферам как «бытовая техника» и «одежда» в день распродаж, конечно, было, но гораздо меньше, чем годом ранее. Например, рост продаж в сегменте «бытовая техника» составил в этом году всего 20 процентов по сравнению с 48 процентами годом ранее, а в сегменте «Одежда и обувь» - всего 18 процентов вместо 25 процентов прошлого года.

Новая жизнь: как пандемия повлияла на расходы бийчан
Новая жизнь: как пандемия повлияла на расходы бийчан
Фото: Сергей Кулыгин, БР

Больше тратим только на хобби

Справедливости ради стоит отметить, что есть одна сфера торговли, где количество покупок в «черную пятницу» 2020 года даже выросло, хоть и ненамного. Это сфера «хобби и увлечения», где рост продаж составил пять процентов. Все остальные сегменты торговли в дни распродаж-2020 существенно отстали от уровня прошлого года.

Как уже говорилось, даже с учетом распродаж, снижение потребления в ноябре 2020-го можно считать рекордным за год – спад в последнем осеннем месяце составил почти 10 процентов к ноябрю 2019 года. Это одно из самых сильных падений за этот сложный год. Еще более худшими месяцами в этом году по расходам населения оказались только апрель и май. Все эти показатели говорят, как минимум о двух тенденциях. Первая – у многих семей не хватает денег на поддержание прежнего уровня жизни. А вторая касается тех семей, где деньги еще есть, но целый ряд карантинных ограничений и боязнь заболеть не дает возможности тратить даже имеющиеся средства.

Новая жизнь: как пандемия повлияла на расходы бийчан
Новая жизнь: как пандемия повлияла на расходы бийчан
Фото: Сергей Кулыгин, БР

Платная медицина недосчиталась клиентов

Но это все про Россию в целом. Для Алтайского края и для Бийска в частности падение уровня доходов населения, увеличение безработицы и отмена ряда ковидных выплат приводят в основном к снижению уровня жизни. На днях Алтайкрайстат опубликовал данные о том, как изменился уровень жизни в нашем регионе за 10 месяцев 2020 года. И там есть целый ряд интересных моментов.

Так, в этом году жители края значительно меньше потратили средств на оплату разного рода услуг. Конечно, сегодня резким падением спроса на услуги турагентств и гостиниц уже никого не удивишь. Но жители нашего региона значительно меньше потратили средств даже на оплату медицинских услуг – снижение в этой сфере составило более 20 процентов к уровню прошлого года. Платные услуги в сфере культуры и спорта снизились по объемам почти на треть. Кроме этого, примерно на 10 процентов снизился и объем оказанных населению юридических, ветеринарных и платных образовательных услуг. А из всего спектра услуг меньше всего пострадали телекоммуникационные и жилищно-коммунальные услуги.

Покупали часы и велики

Еще более показательную картину об уровне жизни населения дает анализ промышленных покупок. Так, например, в этом году жители региона приобрели гораздо меньше мебели и одежды – снижение покупок в каждом из этих сегментов составило около 10 процентов. Еще более сильно потеряли предметы роскоши. Так, изделий из меха за 10 месяцев этого года было продано меньше почти на 17 процентов, ювелирных изделий – меньше на 15 процентов. К счастью, анализ покупок этого года говорит о том, что до крайней нищеты население Алтайского края пока не дошло. Во всяком случае, на белье и носки жители края потратили средств даже несколько больше, чем годом ранее.

Абсолютными лидерами на рынке покупок в этом году в Алтайском крае стали, естественно, компьютеры - с увеличением продаж почти в два раза к уровню прошлого года. Также значительно выросла реализация бытовой техники, мобильных телефонов и периферийных устройств – в среднем на 20 процентов. Также удивительно популярными товарами в пандемию оказались велосипеды с ростом продаж почти на 13 процентов и часы – с ростом продаж почти на 40 процентов. Видимо, часть населения края стала более самозанятой и мобильной.

Новая жизнь: как пандемия повлияла на расходы бийчан
Новая жизнь: как пандемия повлияла на расходы бийчан
Фото: Сергей Кулыгин, БР

Переходим на детские удовольствия

Отдельная и обязательная трата для всех семей – это продукты питания. И, как мы уже писали, цены на продукты в этом году довольно ощутимо растут. Как же на фоне роста цен на продукты питаются жители края? От каких продуктов мы вынуждены отказываться, а каких, наоборот, есть больше?

К сожалению, официальная статистика говорит о том, что на фоне коронавируса наше питание в целом становится менее здоровым. Например, по данным Алтайкрайстата, за десять месяцев 2020 года, мы чуть меньше стали есть мяса, рыбы, молочных продуктов и даже яиц. Наиболее резкое снижение покупок произошло за счет таких позиций как крупы и фрукты. Так, крупяных изделий мы купили меньше почти на 13 процентов, а фруктов – почти на 9 процентов.

Новая жизнь: как пандемия повлияла на расходы бийчан
Новая жизнь: как пандемия повлияла на расходы бийчан
Фото: Сергей Кулыгин, БР

Зато больше стали пить безалкогольных напитков. А самый существенный рост потребления произошел в этом году за счет сахара – на 8 процентов. Как говорится, «на фоне стресса потянуло на сладенькое». Но не все так безрадостно на наших столах. Радует хотя бы тот факт, что овощей жители края в этом году потребляют больше, даже без учета неофициальных поставок с личных подворий. Да, и курить на фоне пандемии жители края стали тоже меньше. В общем, хоть какая-то польза от карантина и короны.

Комментарии (4)

1000

Авторизоваться:

Гость

А что, пандемия была? Не, не слышал...

Конрад Маюнов
Гость, меня лично тоже как-то совсем не коснулась. Даже на работе - только подъём и увеличение выхлопа. Но это ведь не значит, что у всех так же. Не надо по личному опыту судить о других.
Ответить
Гость

А я хожу а магазин со списком

Не Кондрат Маюнов

Как раз время, все скупать. Экономика всеравно свое отыграет. Фондовый рынок с февральского падения уже отыграл свое и ушел в плюс, исключение нефтянка, вот ее и надо сейчас докупать. Она свое возьмет. На европейских аукционах просели цены на ордена и золотые монеты Росийской Империи. Т.е в них стало больше золотой составляющей, чем исторической и коллекционной. Время покупать. Рынок всегда свое отыгрывал, люди все равно хотят жить лучше, вопрос времени. Европа и америкосы быстрее мы из за санкци помедленней.