Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сегодня, 6 марта, «Бийский рабочий» отмечает 101-ю годовщину

Сегодня, 6 марта, «Бийский рабочий» отмечает 101-ю годовщину

Бийчанин Леонид Александрович Мальцев в свое время был в городе известным человеком. Долгое время он сотрудничал с редакцией газеты.

 

Всю жизнь он прожил увлеченно и посвятил ее книге и истории. Именно благодаря его публикациям бийчане начали изучать историю бийских домов, улочек и переулков, а также узнали, кто из знаменитых людей проездом побывал в городе.

Сведениями Мальцева об истории бийских улиц мы пользуемся до сих пор, его истории, которые он услышал от старожилов, передаем друг другу как бийские легенды.

Родился Мальцев 18 июня 1912 года. Может быть, именно то, что свой день рождения Леонид Александрович всегда отмечал вместе с днем рождения Бийска, и стало причиной его огромной любви к истории города. Учился в школе Коминтерна (ныне школа № 4). Еще в школьные годы проявил большой интерес к книгам, к чтению, был самым заядлым читателем городской библиотеки, членом кружка «Друзья книги».

Высшего образования Мальцев получить не смог, но всю жизнь занимался самообразованием. Самостоятельно изучил пять языков (немецкий, английский, французский, итальянский, польский). В 1930 году его приняли на должность библиотекаря в вечерний рабочий университет, а в 1943 году – в Центральную библиотеку Бийска, где он проработал 32 года.

Кроме того, Леонид Александрович был постоянным членом художественного совета при Бийском театре. Для театра же он написал пьесу «Андромеда». В ней он соединил любовь к истории и к литературе. Он ни разу не пропустил ни одной театральной премьеры и ни одного обсуждения! Истории Бийского драматического театра Мальцев посвятил более 20 публикаций в «БР».

В 1972 году он вышел на пенсию и стал работать в Бийском краеведческом музее, начал сотрудничать с «БР». Именно в начале 70-х на страницах газеты впервые появились его небольшие очерки, посвященные истории городских районов и улиц. Также Мальцев работал над таким большим трудом, как «Летопись г. Бийска», составил сборник публикаций «Они бывали в Бийске», об известных писателях, путешественниках, географах, этнографах, среди которых Спасский, Радлов, Потанин и другие. 

Совершенно неприхотливый к быту (ему было все равно, что ест и во что одет), он жил и горел только работой, доказывал, что и самообразованием человек может достичь очень многого. Мальцев делал технические переводы с английского, для Борис Кадикова переводил статьи по археологии из иностранных журналов, читал художественную литературу на немецком языке. Только фонд его личной библиотеки составил более 2000 томов!

До конца своих дней Леонид Александрович был заядлым шахматистом. Любитель-самоучка, он достиг высот шахматиста-профессионала, став чемпионом города в этом виде спорта. А еще он любил классическую музыку, всю жизнь собирал пластинки с любимыми мелодиями.

Те, кто его знал, вспоминают о нем как о человеке редкой культуры и начитанности, разностороннем и компетентном в вопросах литературы и искусства. Поэтому его публикации тоже выделялись, и читатели сразу их отметили. До сих пор, листая подшивки «БР», с удовольствием прочитываешь его рассказы об истории города и его жителях.

Выдержки из некоторых публикаций Леонида Мальцева за разные годы предлагаем вашему вниманию.

 

 

Сегодня, 6 марта, «Бийский рабочий» отмечает 101-ю годовщину
Сегодня, 6 марта, «Бийский рабочий» отмечает 101-ю годовщину
Фото: архив "БР"

 

***

Летом 1919 года школы в Бийске почти не работали, их помещения были заняты под военный постой. Почти все библиотеки закрылись, городская открывалась всего на 2–3 часа в день. В библиотеке общества служащих когда-то работал библиотекарем одаренный юноша Михаил Митрофанов, участник подпольной группы Мерлина. Когда в 1919 году Митрофанова арестовали, колчаковская контрразведка разгромила библиотеку. Книги (более 10 000 томов) все были выброшены на улицы из окон в весеннюю грязь и сожжены. 26 июня 1919 года Митрофанова и других мерлинцев расстреляли.

Бумажный пепел долго носился по Барнаульской улице. Мальчишки выкапывали из грязи полуобгоревшие книги. Среди искалеченных томов были книги Толстого, Чехова, Короленко, Достоевского.

(Л. Мальцев. Летом 1919 года. «БР», 3 марта 1978 г.)

 

***

Осенью 1921 года в городском парке побывал Вилис Лацис и описал свое посещение в романе «Семья Зитаров»: «Парк находился в центре города, рядом с базарной площадью. Ничего особенного он не представлял: тенистая осиновая аллея, несколько скамеек, маленькая эстрада для музыкантов и простой дощатый павильон со сценой, где местная театральная труппа три раза в неделю выступала с представлениями. Музыканты и актеры были хорошие – многие приехали из больших столичных театров, чтобы спастись от голода. Здесь еще не ощущалось недостатка в продуктах. На базаре, с обеих сторон у входа, были наклеены афиши – грубые плакаты из серой бумаги, на которых коричневой краской от руки написана программа.

По аллее прогуливались редкие парочки. Кое-где загорелись редкие электрические лампочки, дорожка парка озарилась бледным туманным светом, а под деревьями, где стояли скамейки, по-прежнему царила темнота: сидящие там могли узнавать проходящих мимо, сами оставаясь в темноте…» 

(Л. Мальцев. Бийские парки. Из неопубликованного. Черновик статьи хранится в фондах БКМ.)

 

***

Пассажирские перевозки осуществлялись по двум городским маршрутам: вокзал – центр, центр – улица Революции. Маршрутных перевозок в то время не было. Первыми водителями автобусов были Мария Михайловна Панкова, Павел Васильевич Ширс, Михаил Иванович Григорьев.

Пополняться автотранспортная контора начала только с 50-х годов. Было получено шесть автобусов, в 1955 году добавилось еще 15. Они стали обслуживать в основном городские маршруты. Одновременно начали поступать грузовые автомобили ГАЗ-51, которые использовались как грузотакси.

Через шесть лет контора имела уже 50 автобусов, 70 грузовых и 10 легковых автомобилей.  В это время было открыто 3 междугородных маршрута с регулярным автобусным сообщением: Бийск – Яминское, Бийск – Тогул, Бийск – Белокуриха.

(Л. Мальцев. Хроника городского автотранспорта. 8 сентября 1979 г.)

 

***

Окраинная Александровская улица, ведущая на Казанку, в то время была не шумной. Селились на ней рабочие и ремесленники, мелкие чиновники. В 1915 году, когда к Бийску подвели железную дорогу, улица ожила – через нее пошла дорога на вокзал. С утра до ночи по Александровской тянулись обозы с грузами. Шла Первая мировая война, и русская армия нуждалась в провианте, кожах, мешковине. В обмен в Бийск присылали промышленные товары, которые тогда были дефицитными.

В 1919 году, после освобождения Бийска от белогвардейцев, улица Александровская в честь Красной Армии, отряды которой вошли в город в ночь на 18 декабря, была названа Красноармейской.

(Л. Мальцев. Александровская улица. 10 февраля 1976 г.) 

 

***

В начале 20-х годов в центре Бийска, заросшие бурьяном, стояли развалины Николаевской женской гимназии, напоминая о грозах гражданской войны, о черных днях колчаковщины. 2 июня 1919 года это здание, в котором размещались две инженерные роты колчаковцев, было взорвано и сгорело. Есть основания полагать, что к взрыву были причастны подпольщики-партизаны. Недаром местная газета «Алтайский край» 4 июля того же года писала: «Пожар и взрывы произвели на население города гнетущее впечатление» (под населением здесь надо понимать буржуазию и белогвардейцев). А через несколько дней за рекой сгорел большой кожевенный завод Мясосоюза, поставлявший кожи для армии Колчака.

Здание гимназии стояло без крыши (ее сорвало взрывом), одно крыло было почти разрушено, сгорели все деревянные перекрытия. В октябре 1927 года был утвержден проект восстановления и начались строительные работы. Они закончились только летом 1929 года.

А 20 ноября 1929 года, полвека тому назад, в этом здании по решению окружного комитета партии открылся вечерний рабочий университет.

(Л. Мальцев. Рабочие университеты. 21 ноября 1979 г.)

 

***

Самые теплые воспоминания оставили о себе героические бойцы за культуру города – ликвидаторы неграмотности. 28 декабря 1920 года Сибревком издал приказ о ликвидации неграмотности в частях Красной армии, находящихся в Сибири. Бийские учителя по вечерам шли в казармы и проводили до поздней ночи занятия с красноармейцами, получая за это только скудный паек.

Затем началась работа в местных учреждениях и на предприятиях. Нужно было научить читать, писать и считать рабочих, работниц, технический персонал. В 1924 году в Бийске было 11 пунктов ликбеза и 6 школ малограмотных.

Осенью 1928 года начался новый этап – массовый культ­поход, завершившийся только в 1935 году. Культармейцы – комсомольцы, просвещенцы, ученики выпускных классов средних школ пошли по домам, выявляя безграмотных и малограмотных, обучая их чтению и письму. Так был охвачен весь Бийск, от центра до глухих окраин. Более 20 тысяч неграмотных и малограмотных сдали экзамены по грамоте.

(Л. Мальцев. Ликбез. 18 марта 1978 г.)

 

 

Сегодня, 6 марта, «Бийский рабочий» отмечает 101-ю годовщину
Сегодня, 6 марта, «Бийский рабочий» отмечает 101-ю годовщину
Фото: архив "БР"

 

Комментарии (0)

1000

Авторизоваться: