История Бийского мясокомбината уходит корнями еще в дореволюционные годы
Бийская тушенка ценилась всегда. И в советское время, и еще до революции. «БР» вспоминает историю создания мяксокомбината, которые поначалу назывался холодильником.
Тушенка для царской армии
Мысль о том, что городу необходим огромный холодильник, витала еще в головах бийских купцов.
О холодильнике они активно начали говорить в годы Первой мировой войны. В Бийске тогда заготавливали мясо и делали тушенку для царской армии. К тому же в наших госпиталях и приютах временно размещали солдат, вернувшихся с фронта. Военнослужащие проходили реабилитацию, а затем по транссибирской железнодорожной магистрали отправлялись в разные города и уезды России. Алтайская железная дорога к тому времени уже начала действовать. Ее ввели в октябре 1915 года. По Бийской ветке в то время в сутки отправлялись несколько поездов.
Тысячи солдат, проходящих реабилитацию в Бийском уезде, нуждались в усиленном питании. Кроме того, при отправке домой военным давали с собой паек в дорогу. Мясо - продукт скоропортящийся, и если зимой в помощь были низкие температуры и лед, то летом ситуация обострялась.
Известный краевед Николай Фролов в книге «Бийск 1920-1929» пишет:
«В сентябре 1915 года комиссия в составе Ассанова, Притчина и других в докладной записке экономически обосновывает необходимость строительства в Бийске крупного предприятия по хранению скоропортящихся продуктов – Бийского городского холодильника. Бойня на 200 голов в сутки и колбасный цех на 4,5 тонны были введены в строй Петроградским акционерным обществом товарных складов и элеваторов в 1915 году».
В «Одноклассниках» в группе «Бийск – не мои истории, а история» ранее тоже обсуждали тему строительства первого в городе капитального холодильника. В дебатах, упоминаются более ранние сроки. Вот, что рассказывает один из участников группы:
«Холодильник был заложен в 1911 году. Располагался там же, где сейчас мясокомбинат, но на нижней площадке, под склоном. Там, в районе нынешнего речпорта, сейчас проходит железная дорога. Не зря купцы еще в те времена так хлопотали о её строительстве. Недалеко от нынешнего понтона был более высокий склон. Просто в 1950-60-х годах здесь появился песчаный карьер, видимо, для строительства домов Приобского района. Я видел фото тех лет, но даже не думал, что в том месте Зеленки был такой высокий берег. В моем детстве был затопленный карьер, и мы там всей дворовой ватагой купались в 1960-е годы. Ну а в 1915 году на месте, где появилась скотобойня, была травка, и был выгул для гуртов сарлыка из Монголии».
Так что история Бийского мясокомбината начинается с поставок в царскую армию и с идеи строительства холодильника. Сначала на бойне и в колбасном цехе труд был исключительно ручной. Что касается холодильника, то заложенный в 1915 году, окончательно построен и открыт он стал в 1923 году. Ёмкость холодильника составляла 1500 тонн, были и компрессорная, и котельная. В краевом архиве есть запись о том, что Бийский холодильник был построен в 1922 году и находился в ведении Алтайского губернского отделения «Мясохладобойни».
Бараны из Монголии и бекон для Англии
Гражданская война в стране временно ослабила торговые связи с Монголией. Первая партия скота была закуплена лишь в 1924 году. Одновременно с закупом предприятие производило забой, вело оптово-розничную торговлю в собственных магазинах, а еще сдавало в аренду оранжерею, парники и часть огорода. Вот такой был в Бийске большой и «богатый на ассортимент» холодильник в годы НЭПа! Для более эффективной, быстрой и дешевой доставки и экономически выгодной работы к предприятию подвели железнодорожную ветку.
В 1925 году численность рабочих холодильника составляла 120 человек. За 4 месяца из-за перехода на «сдельщину» производительность предприятия выросла на 44 процента. На увеличение мощности холодильника было отпущено 110 тыс. руб. Это позволило в 1926 году расширить колбасный цех.
В газета «Звезда Алтая» в январе 1927 года писали:
«Торговля живым скотом в общем балансе торговли с Монголией имеет довольно значительную цифру. В середине лета со степей Монголии отправляются табуны крупного рогатого скота, сарлыков и баранов». Табун в день проходит 10 верст. Чем медленнее прогон, тем больше жира нагуливают животные. Нынешним летом некоторые гурты скота шли от Кобдо до Бийска по три месяца».
Туша монгольского барана в среднем весила на 15-20 фунтов больше туши местного барана (напомним, 1 фунт равен 0,45 кг). Выход мяса получался очень хороший, примерно 45 процентов от живого веса.
Во второй половине 1920-х годов в городе открывается беконная фабрика. Приемку ее проводили аж 13 комиссий. Это к слову, привет тем, кто жалуется на современную бюрократию. Вот, что про запуск фабрики писали в газете «Звезда Алтая» в октябре 1928 года:
«5 октября с.г. фабрика пущена в ход, пробный забой 154 голов свиней показал полную её пригодность. Вследствие ведомственных пререканий Мясопродукта и Госторга, для приемки создавалось 13 комиссий, от членов которых поступило 122 предложения»
После столь тщательной приемки бийский бекон просто не имел права быть невкусным, а шел он на столы россиян и англичан.
Мясокомбинат кормит фронт
С 1931 года в архивных документах уже упоминается не холодильник, а мясокомбинат, который сначала подчинялся «Союзмясу», а позже Западно-Сибирскому тресту мясной промышленности Всесоюзного объединения «Союзмясо» Наркомата пищевой промышленности СССР.
Многочисленные реорганизации не изменили сути: бийчане продолжали выпускать высококачественные мясные изделия. В суровые военные годы предприятие работало на фронт. Каша с мясом, мясо и знаменитая бийская тушенка поддерживали силы советских солдат. В годы войны ежедневно перерабатывалось до 2000 голов крупного рогатого скота. Сырьё поступало на комбинат из Монголии.
Послевоенное время и развал СССР
В советский период Бийский мясоконсервный комбинат (свое название он получил в 1955 году) производил продукцию для Алтайского края, Кузбасса, Новосибирской области, районов Дальнего Востока и Крайнего Севера. Отправлялись бийские консервы и на экспорт.
Все изменилось с прекращением существования Советского Союза. Но и после этого бийское предприятие еще долго вспоминали.
«Все знали, что бы ни случилось на Бийском мясокомбинате лежит 17 тыс. тонн мяса. Мы кормили солдат. Каждый месяц приходила телеграмма, куда нужно направить в этот раз продукцию. Мясокомбинат работал круглыми сутками. Мы били не только алтайский скот, но ещё и полмиллиона крупнорогатого скота из Монголии и до миллиона овец и коз. Мы производили 450 тысяч тонн мяса в убойном весе, сейчас – менее 200 тыс. тонн»».
Эти цифры приводились в 2011 году. В настоящее время на территории Бывшего мясокомбината действуют два пищевых предприятия.
БР скатайтесь на мясокомбинат и посмотрите что от него осталось прежде чем печатать о былой мощи)) теперь его раздробили и распродали нескольким частникам, часть цехов стоит обрушена, часть снесена, от мясокомбината мало что осталось на настоящий момент.